Проблемы с концентрацией – причины у детей и взрослых. Способы повышения концентрации внимания и улучшения памяти | | medonet.ru

Проблемы с концентрацией – причины у детей и взрослых. Способы повышения концентрации внимания и улучшения памяти

Концентрация внимания – это способность фокусировать и поддерживать информацию конкретной задачи или объекта в кратковременной памяти. Это необходимо для того, чтобы выполнять те действия, которые осуществляются осознано. Проблемы с концентрацией, проявляющиеся в недостатке внимания, являются серьезным препятствием в повседневной жизни. Их причины различаются как у взрослых, так и у детей, как и симптомы. Как их распознать, к чему они могут привести и как с ними бороться, рассмотрим ниже.

Отсутствие концентрации

Основные функции концентрации

Процессы концентрации внимания у человека развиваются постепенно на протяжении жизни. Можно выделить невольное и сосредоточенное внимание. В первом случае внимание уделяется изменению окружающей среды, например, появлению определенных звуков или изображения. Тогда наше осознание не нужно, потому что появление определенного стимула автоматически направляет на него внимание. Сосредоточенность требует сознательной воли и решения, которое мы хотим сфокусировать на конкретном импульсе.

Благодаря концентрации внимания можно избежать ситуаций чрезмерного восприятия импульса. Разум игнорирует те из них, которые менее актуальны в данный момент.

Есть несколько ключевых особенностей, на которые нужно обратить внимание:

  • Бдительность – способность ждать появление определенного сигнала. Типичной особенностью бдительности является концентрация только на определенных стимулах, в то время как другие просто игнорируются.
  • Избирательность – это решение сосредоточиться на конкретном объекте, мыслях или действиях, игнорируя при этом другие стимулы.
  • Контроль одновременных действий – это так называемая способность разделять внимание, то есть сосредоточиться на нескольких различных действиях одновременно.
  • Поиск – в данном случае основное внимание уделяется поиску информации.

Симптомы недостаточной концентрации

Процесс концентрации внимания у человека может быть нарушен. Признаки недостаточной концентрации можно разделить на два типа:

  • Активно-импульсивный тип характеризуется дезориентацией и хаотическим поведением. Человек выполняет действия поспешным и не прилежным образом. Проявляется нетерпение, низкая настойчивость и склонность к частым отвлечением.
  • Пассивный тип проявляется в частых состояниях мечтаний, мыслей и бодрствования. Мероприятия проводятся медленно и с большой задержкой, или откладываются вовсе. Очень часто допускаются грубые нарушения при проведении мероприятий.

Поиск информации

Причины недостаточной концентрации и проблемы с памятью

Проблемы с концентрацией внимания могут быть вызваны биологическими и этиологическими причинами. Они существенно влияют на способность запоминать. Биологические причины низкой концентрации могут включать в себя:

  • перцептивно-моторную дисфункцию;
  • низкий темперамент, способствующий проблемам в поддержании концентрации;
  • незрелость нервной системы;
  • осложнения перинатального периода, например, микроповреждения нервной системы;
  • генетическая предрасположенность;
  • заболевания, связанные, среди прочего с функционированием нервной, кровеносной и пищеварительной систем;
  • употребление психоактивных веществ;
  • недоношенность ребенка.

Гораздо чаще проблема концентрации связана с факторами окружающей среды, которые можно классифицировать как:

  • стресс и сильные эмоциональные переживания;
  • переутомление организма;
  • недостаточный сон, продолжительностью менее 7 часов;
  • жизнь в спешке;
  • неправильное питание;
  • обезвоживание;
  • чрезмерное потребление кофеина;
  • присутствие отвлекающих факторов (музыка, громкий звук и т. д.);
  • перфекционизм;
  • низкая самооценка;
  • неблагоприятная семейная ситуация;
  • финансовые трудности и прочие факторы.

Проблемы с концентрацией у детей

Трудности в поддержании концентрации относятся не только к взрослым, но и детям. Освоение школьной программы, которая для них скучна, большое количество внеклассных мероприятий, различные кружки и секции, всё это вызывает у ребенка стресс. У детей часто нет времени на обычную еду, а в повседневной жизни им не хватает веселья и родительской заботы.

Отсутствие концентрации у ребенка

Нарушение концентрации у детей может быть связано с такими проблемами, как:

  • низкий талант;
  • плохая мотивация к обучению и слабый интерес к школьным материалам;
  • низкие стремления;
  • повышенные требования за пределами возможностей детского организма;
  • нарушение координации;
  • напряженная семейная или школьная атмосфера;
  • неправильное питание, особенно богатое сахаром.

Как помочь ребенку с недостаточной концентрацией?

Чтобы помочь ребенку с проблемой нарушенной концентрации, стоит сначала ограничить избыток стимулов, которые ему мешают. Можно сократить время, которое ребенок проводит перед телевизором или компьютером, а также отказаться от покупки игрушек, которые отвлекают внимание. Очень важно укрепить веру ребенка в его собственные способности, чаще хваля и одобряя даже малейший прогресс. Кроме того, следует избегать чрезмерной критики и сравнивать своего ребенка со сверстниками. Будет полезно постепенно увеличивать сложность выполняемых задач, а также предлагать ребенку такие занятия, которые будут ему интересны.

Нарушение концентрации у детей

Не менее важна забота о правильном питании. Для этого продукты, содержащие простой сахар, должны быть значительно сокращены, а меню обогащено овощами, фруктами, орехами, семенами и зерновыми. Также необходимо убедиться, что у ребенка есть благоприятные условия для обучения – адекватное освещение, оптимальная температура, отсутствие шума и беспорядка, а также правильная вентиляция помещения. Желательно предпринять шаги, которые будут противостоять стрессу. Для этого стоит позаботиться о его физической активности и предложить расслабляющие домашние упражнения.

Младшие дети также могут тренировать свою концентрацию, решая умственные задачи, такие как:

  • соединительные точки;
  • запоминание порядка картинок;
  • сбор пазлов;
  • сопоставление геометрических фигур;
  • имитация последовательности движений;
  • нахождение отличий и недостающих элементов.

Когда проблемы концентрации могут быть причиной для беспокойства?

Проблемы с концентрацией обычно не связаны с серьезными заболеваниями и не являются причиной для беспокойства. Однако в некоторых случаях они могут быть связаны с психическими расстройствами и конкретными заболеваниями, такими как:

  • депрессия;
  • тревожные расстройства;
  • болезнь Альцгеймера;
  • гипертония;
  • высокий уровень холестерина в крови;
  • проблемы с функционированием щитовидной железы – гипертиреоз или гипотиреоз.

Ухудшение памяти

Тревога должна быть вызвана в первую очередь с одновременным появлением следующих симптомов:

  • медленная речь;
  • внезапный приступ агрессии;
  • ухудшение памяти;
  • шаткое настроение;
  • отказ от межличностных контактов;
  • обеднение словарного запаса;
  • потеря способности самостоятельно заниматься повседневными делами;
  • пренебрежение личной гигиеной.

Что такое синдром дефицита внимания у взрослых и детей?

С точки зрения концентрации внимания, это расстройство, которое не сопровождается гиперактивностью или встречается в очень ограниченной степени. Типичным в этом случае является состояние дезориентации и невнимательности. Дети с СДВ имеют проблемы с основными школьными занятиями, такими как чтение и письмо. Ребенок показывает трудности в освоении материала.

Синдром дефицита внимания

Следующие симптомы, характерные для СДВ:

  • отсутствие удовольствия при выполнении ручных заданий, таких как рисование, наклеивание или вырезание;
  • частые совершения простых, бессмысленных ошибок;
  • недостаток терпения;
  • проблема сосредоточиться на прослушивании сообщений от других людей;
  • отсутствие готовности делиться своим собственным опытом.

Синдром дефицита внимания (СДВ) является гораздо более серьезной проблемой, чем обычная проблема с поддержанием концентрации. В некоторых случаях это заболевание может сопровождаться депрессией и тревожными психическими расстройствами.

Диагноз ставится психиатрами и психологами во время собеседования с пациентом. Эти специалисты могут использовать дополнительные диагностические инструменты, такие как весы и психологические тесты. Это расстройство требует психотерапии, лучший эффект приносит поведенческо-когнитивная терапия. Кроме того, улучшить состояние пациента помогут фармакологические средства.